Из своего личного опыта, знакомства с письмами телезрителей, бесед с родителями я пришел к убеждению, что еще немало людей, которых слово «режим» пугает. Правда, с понятием «режим» у них чаще всего связывается только регулярный прием пищи и соблюдение времени, когда надо ребенка укладывать спать. А что касается организации свободного времени ребенка, то тут само понятие «режим» они считают неприемлемым, даже вредным.
«Дайте ребенку свободу. Не сковывайте его режимными требованиями».
«У нас в семье не было никакого режима и слава богу. Все мои братья и сестры стали людьми интересными и полезными, и все потому, что у каждого было свое дело и он занимался чем хотел и когда хотел, и никто нас не ограничивал».
Чаще всего возражения против режима сводятся именно к таким эмоциональным всплескам, призывам к свободе и опасениям, что пресловутый режим воспитает ограниченных педантов и скучных людей.
Но, дорогие родители, а задумывались ли вы над тем, причиной скольких семейных неурядиц, конфликтов между взрослыми и детьми стало отсутствие здоровой, разумной организации жизни в семье, в том числе и свободного времени детей?
Ведь ратуя за режим, мы имеем в виду именно это: наилучшим образом помочь физическому и духовному развитию ребенка, формированию его индивидуальности.
Сама природа задает нам ритм жизни. Разве не диктует определенный режим смена дня и ночи, утомляемость человеческого организма, периодическая потребность в еде, сне и т.д.?
И вряд ли кто-нибудь будет оспаривать благотворность разумного чередования труда и отдыха, физического и умственного напряжения.
Я думаю, что степень размеренной целесообразности жизни человека может служить своеобразным мерилом его культуры.
Ребенок должен быть включен в здоровый ритм жизни семьи, чтобы у него с детства сложились определенные привычки и навыки. Когда ребенок еще мал, то он просто привыкает к тому стилю жизни, который уже сложился в семье, он его воспринимает как естественную норму поведения. Важен самуклад жизни в семье и как поддерживают его взрослые.
Если бы не телевизор, мы бы не отважились после многочисленных рекомендаций врачей и педагогов еще раз останавливать ваше внимание на этой азбучной истине.
Дело в том, что когда ребенку 3—4 года, он уже начинает приобщаться к телевизору. В большинстве случаев экран его занимает минут тридцать в день, хотя разумным пределом просмотра телепередач для этого возраста психологи считают 15—20 минут. Многое трехлетним непонятно и неинтересно, к тому же они быстро утомляются, но движущееся изображение продолжает удерживать у экрана более продолжительное время. Однако пока что родители в телевизоре не видят никакой помехи.
Но ребенок растет, расширяется круг его интересов, крепче становится его организм, и в 5—7 лет он уже просиживает у телевизора до полутора часов в день. Но поскольку ребенок еще не учится и все его время — свободное, вас опять-таки не очень волнует увлечение ТВ. Он смотрит передачи «между делом», т.е. просмотры перемежаются играми, прогулками, сном. Порой даже радует, что беспокойный малыш не маячит перед глазами.
Но вот сын пошел в школу. У него появляются обязанности: ежедневно несколько часов занимает учеба в школе, дома — приготовление уроков. Уроки не всегда получаются и не всегдапривлекают, а свободного времени, когда можно поиграть, погулять или чем-либо заняться по своему усмотрению, становится меньше. А тут и телевизор покушается на это же время, предлагая то мультфильм, то викторину, то кинопутешествие и т.д. Что же делать?
Мы уже отмечали, что очень часто школьник (преимущественно это учащиеся 3—4-х классов) решает вопрос просто: уроки можно сделать позже, а кроме того, робкое предположение, «авось завтра меня по этому предмету не спросят», к началу передачи перерастает в уверенность, и телевизор включен... И тогда родители начинают беспокоиться — ТВ становится помехой в учебе, ТВ нарушает не только сложившийся режим дня, но и каждодневно подвергает серьезному испытанию столь упорно и кропотливо вырабатываемые у детей представления об обязанностях и долге. Согласитесь, не так-то легко пожертвовать развлечением, а ведь часто этот поединок проходит один на один. Вот тут-то режим и его верные спутники— привычки необходимы. Только они могут помочь ребенку принять правильные и для него самого наиболее полезные решения.
Режим в детские годы способствует формированию черт характера, необходимых взрослому человеку. Об этом не нужно забывать и не следует уповать на то, что все придет само собой.
Уменье интересно провести свое свободное время, пожалуй, одна из трудных задач даже для взрослого. И, наоборот, неуменье активно, с творческой отдачей его использовать рождает скуку, неудовлетворенность, какую-то душевную вялость. Очевидно, вам не раз приходилось наблюдать, не правда ли, бесцельно слоняющихся по улицам подростков, бродящих от кинотеатра к кинотеатру, из парка в парк. Они ищут, кто их развлечет, кто заполнит их время. У этих ребят понятие отдыха, свободного времени связывается с представлением о блаженном ничегонеделании. Зародившись в детстве, оно потом часто сопровождает человека всю его жизнь.
Поэтому так важно с ранних лет воспитать у ребенка потребность деятельного, творческого отдыха, заполненного интересными, ранее намечаемыми делами (пусть это будет выезд в лес, прогулка в соседний парк, посещение музея, просмотр кинофильма или телепередачи, чтение всей семьей вслух юмористического рассказа и т.д.).
Дети часто не умеют и не знают, чем занять свое время. Разве так уж редко, сделав уроки, дочь спрашивает родителей: «А что теперь мне делать»?. И как часто в ответ звучит: «Ну, почитай что-нибудь, ну, поиграй во что-нибудь»...
Но ведь ребенок-то потому и спрашивает, что он не знает, что читать и во что играть. У него хотя и есть книги, но потребности читать нет, ему хотелось бы поиграть, но он не знает интересных игр, а взрослые отмахнулись от него. И ребенок садится к телевизору или отправляется на улицу, где без удержу гоняет мяч, утомляется и, придя домой, уже ничем не способен заняться. Ваша помощь, дорогие родители, так нужна детям. Хотя именно, когда заходит речь о свободном времени ребенка, более всего противников режима. Но зачем же понимать режим как нечто призванное «заорганизовать» свободное время!?
Нам кажется, что роль родителей — не в том, чтобы регламентировать по часам и минутам, когда и чем ребенку заняться. От родителей здесь требуется совет, тактично сделанное предложение, как разумно распорядиться своим досугом.
Не менее существенно, чтобы школьники сами умели выделять время и в первую очередь на важные и обязательные дела (в том числе длй работы по дому).
//bn-p.ru/